Интервью и выступления

Для представителей СМИ и всех заинтересованных лиц действует рассылка новостей ФСТ России.

Представители СМИ также могут отправить запрос в пресс-центр ФСТ России.

 

Попов Олег Анатольевич,
советник Руководителя ФСТ России, руководитель пресс-центра.

Попова Валерия,
специалист.

Телефон пресс-центра ФСТ России:

(495) 620-50-66 (работает переадресация на мобильный телефон), факс (495) 620-50-81

Адрес электронной почты: smi@fstrf.ru

06.02 /2015 16:06 (изменено 12.02 /2015 09:47) версия для печати

Формирование тарифов на услуги аэропортов: современные подходы и перспективы

«Статья заместителя начальника Управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам Хвостункова А.Н.»

Хвостунков А.Н., начальник Управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам

Источник публикации: Журнал "Транспорт Российской Федерации" №6 (55) / 2014 от 21.01.2015

Какие услуги в аэропортах сегодня подлежат госрегулированию, какова их доля в общем перечне аэропортовых услуг?

Сегодня в аэропортах регулируются такие услуги, как обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиатоплива.

Регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

При этом необходимо отметить, что доля расходов авиакомпаний на оказание регулируемых услуг в аэропортах Российской Федерации в общих расходах авиаперевозчиков на осуществление авиационных перевозок незначительна и составляет от 6 % (для крупных авиакомпаний) до 12 % (для региональных авиаперевозчиков).

Процесс принятия решения по тарифам для конкретного аэропорта прозрачен. Начиная с предварительных обсуждений по выработке этих решений с представителями аэропортов, потребителями их услуг, заинтересованными министерствами и ведомствами и заканчивая их участием в заседаниях правления ФСТ. Также в целях информирования о разработке ФСТ России соответствующих проектов нормативных правовых актов и их общественного обсуждения все проекты тарифных решений публикуются на едином портале.

Каковы основные цели и задачи госрегулирования тарифов, факторы, влияющие на уровень тарифов?

Основной целью государственного регулирования тарифов на услуги в аэропортах является обеспечение баланса интересов субъектов естественных монополий в аэропортах и авиационных компаний - потребителей их услуг.

При этом решаются две основные задачи, а именно: обеспечение финансовой сбалансированности деятельности аэропортов в условиях роста издержек на осуществление своей деятельности с одной стороны, и предотвращения резкого роста расходов авиакомпаний на аэропортовой обслуживание с другой стороны.

Основным фактором роста издержек аэропортов в настоящее время является реализация ими масштабных инвестиционных проектов, направленных на развитие аэропортовой и аэродромной инфраструктуры. Кроме того, существенными факторами роста издержек аэропортов остаются заключение аэропортами ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» договоров аренды федерального имущества, не подлежащего приватизации, а также постоянно растущие требования к аэропортам по проведению мероприятий по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта, а также передача аэропортов под охрану подразделениями вневедомственной охраны МВД России и ведомственной охраны Минтранса России.

В связи с этим важными факторами, сдерживающими рост тарифов на аэропортовые услуги, становятся повышение эффективности их деятельности за счет увеличения объемных показателей и снижения издержек, а также привлечение дополнительных источников финансирования капитальных вложений, в том числе, бюджетных и заемных средств.

Кроме того, важнейшим фактором сдерживания роста ставок аэропортовых сборов и тарифов является повышение эффективности государственного отраслевого регулирования деятельности аэропортов, в том числе по вопросам управления федеральным имуществом аэропортов, а также оптимизации сертификационных требований к их деятельности.

Как Вы оцениваете результаты тарифной политики в отношении услуг аэропортов за последние 10 лет? 

В целом в результате проводимой тарифной политики рост регулируемых ставок аэропортовых сборов и тарифов не превышает показатели инфляции в стране. Так, индекс роста потребительских цен нарастающим итогом, например, в 2013 году по сравнению с 1997 годом составил 12,292. При этом аналогичные индексы роста ставок аэропортовых сборов и тарифов составили (в разах):

  • сбор за взлет-посадку - 6,500;
  • сбор за обеспечение авиационной безопасности - 20,583;
  • сбор за пользование аэровокзалом (внутренние воздушные линии) - 8,388;
  • сбор за пользование аэровокзалом (международные воздушные линии) - 10,355;
  • тариф за обслуживание пассажиров (внутренние воздушные линии) - 5,266;
  • тариф за обслуживание пассажиров (международные воздушные линии) - 4,883.

При этом индекс роста среднего нормального тарифа на авиационную перевозку за период с 1997 по 2013 год составил 20,985.

Кроме того, в настоящее время отсутствуют необоснованные различия в уровнях аэропортовых сборов. Существующие различия вызваны различными условиями хозяйствования аэропортов и, прежде всего, различными объемными показателями их деятельности, географическим расположением, развитостью сети авиационных перевозок.

Важно отметить, что все ставки тарифов, утверждаемые ФСТ России, являются предельно максимальными. Поэтому у аэропортов есть право применять тарифы на уровне или ниже утвержденного предельного максимального уровня в целях привлечения новых авиакомпаний, что особенно актуально для развития сети региональных пассажирских перевозок.

Как развивается методика расчета тарифов, в том числе с точки зрения их экономической обоснованности? Планируются ли изменения в этой сфере в ближайшей перспективе, какие и с чем они связаны?

В 2013 году была начата разработка методологической базы по переходу на долгосрочную модель регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах и ставок аэронавигационных сборов.

В конце 2013 года было принято первое долгосрочное решение по аэропорту Пулково, которое обеспечило финансовую сбалансированность деятельности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» в условиях реализации масштабной реконструкции аэропорта Пулково в рамках Соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково, на основе государственно-частного партнерства с Правительством Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт «Пулково». 

Кроме того, данный подход позволил обеспечить прозрачность ценовой политики в отношении регулируемых сборов в долгосрочном периоде, а также явился фактором сдерживания роста расходов авиаперевозчиков в соответствующем долгосрочном периоде.

31 октября 2014 г. Правлением ФСТ России было принято решение по утверждению Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах. Данные Методические указания содержат Методику расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, а также Порядок расчета тарифов (индексов к действующему уровню тарифов) на данные услуги.

Они предназначены для использования Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование сборов и тарифов, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в аэропортах и обеспечивают возможность установления аэропортовых сборов и тарифов на долгосрочный период регулирования не превышающий 5 лет в случае реализации долгосрочной инвестиционной программы, связанной с улучшением текущего состояния материально-технической базы и перспективами развития аэропорта, а также необходимостью внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности регулируемых сборов и тарифов.

Методические указания определяют основные положения по расчету:

  • экономически обоснованных затрат, включающих расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы, учитываемые при формировании регулируемых сборов и тарифов;
  • нормативной прибыли, определяемой исходя из стоимости основных средств и других активов, необходимых для оказания регулируемых услуг, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал, с учетом стимулирования реализации инвестиционных программ по обновлению и развитию материально-технической базы, строительству объектов производственной инфраструктуры и внедрению новых технологий;
  • необходимой валовой выручки, формируемой исходя из объема экономически обоснованных затрат, нормативной прибыли, субсидий за счет бюджетных средств, а также величины ее корректировки;
  • предельного уровня ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год;
  • предельного уровня ставок сборов и тарифов на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования.

Вариативность подходов к формированию тарифов в зависимости от условий хозяйственной деятельности аэропорта позволяет осуществлять расчет ставок сборов и тарифов на очередной финансовый год и на долгосрочный период (до 5 лет) с использованием метода RAB.

Поэтому основные изменения в подходе к государственному ценовому регулированию деятельности аэропортов на ближайшие годы связаны с внедрением в практику названных методологических подходов, которые позволят обеспечить развитие аэропортовой и аэродромной инфраструктуры, а также прозрачность принимаемых органами регулирования естественных монополий тарифных решений в сфере аэропортовой деятельности.