Новости

×

Дата размещения

с    
по  
08.12 /2016, сегодня
выбрать период

Для представителей СМИ и всех заинтересованных лиц действует рассылка новостей ФСТ России.

Представители СМИ также могут отправить запрос в пресс-центр ФСТ России.

 

Попов Олег Анатольевич,
советник Руководителя ФСТ России, руководитель пресс-центра.

Попова Валерия,
специалист.

Телефон пресс-центра ФСТ России:

(495) 620-50-66 (работает переадресация на мобильный телефон), факс (495) 620-50-81

Адрес электронной почты: smi@fstrf.ru

09.12 /2010 09:57 (изменено 11.01 /2012 15:33) версия для печати

Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки; о внесении изменений и дополнений в Прейскурант №10-01; об установлении исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки

«

Пресс-релиз Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 09.12.2010 г.

»

На заседании Правления ФСТ России «07» декабря 2010 г. были рассмотрены вопросы тарификации грузовых  железнодорожных перевозок:

1. Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки

Основной задачей государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является проведение сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции) и, с другой стороны – установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий.

В целях реализации данной задачи, Правительством Российской Федерации (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 42) одобрены представленные Минэкономразвития России основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, в котором определены параметры повышения цен на продукцию естественных монополий на период до 2013 года, в том числе, предусматривающие в 2011 году индекс роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем за год к предыдущему году (а также декабрь к декабрю) в размере 8,0%.

В целях обеспечения финансовой сбалансированности работы ОАО «РЖД», с учетом запланированных объемов транспортной работы, а также параметров роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, Правлением ФСТ России 07 декабря 2010 года принято решение об индексации  с 1 января 2011 года тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки:

  • на 8,0 % действующих тарифов, сборов и платы раздела 2 и раздела 3 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»; 
  • на 8,0% действующих ставок платы за пользование вагонами и контейнерами, и размерам уменьшения действующих тарифов, установленных «Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта» (Тарифное руководство № 2);
  • на  8,0% действующих ставок сбора за взвешивание груза и сбора за подачу и уборку вагонов, установленных «Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство №3).

2. О внесении изменений и дополнений в Прейскурант №10-01

Правлением ФСТ России был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами».

При этом, наряду с внесением ряда редакционных изменений, направленных на приведение положений Прейскуранта №10-01 в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также изменений, уточняющих применение отдельных положений Прейскуранта №10-01, было принято решение о внесении следующих изменений и дополнений, влияющих на действующий порядок тарификации перевозок:

- в части унификации тарифов на перевозки ряда грузов независимо от вида сообщения:

Принято решение об унификации тарифов на перевозки следующих грузов: зерновых и зернобобовых культур, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, руд и концентратов железных и марганцевых, шлаков металлургических, металлов чёрных и проката чёрных металлов, удобрений минеральных и сырья горно-химического для их производства, каучука, резины, изделий резино-технических, углерода технического (сажи), смол природных и синтетических, волокон синтетических, пластмасс и изделий из них, клея, красок, газов, кроме энергетических, продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, с исчислением провозных платежей по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта №10-01, применяемого для тарификации внутригосударственных перевозок, независимо от направления перевозки (внесение изменений и дополнений в пункт 1.2., в название раздела 2, в примечание к названию раздела 3 Прейскуранта № 10-01, в таблицу № 4 и примечания к ней приложения 3 к разделу 2, в таблицу № 30 приложения 10 и таблицы № 35, 36 приложения 11 к Прейскуранту № 10-01, исключение из Прейскуранта № 10-01 подпунктов 3.2.3.6., 3.2.3.7. пункта 3.2.3. раздела 3).

При принятии данного решения учитывались достигнутые результаты по сближению уровня тарифов раздела 2 и раздела 3 Прейскуранта №10-01 за период проведения дифференцированной индексации тарифов (2005-2008 гг.), структура перевозок данных грузов по видам сообщения, транспортная составляющая в части железнодорожного транспорта в цене данных грузов, что позволило осуществить унификацию тарифов на перевозки таких грузов, как зерно и зернобобовые культуры, руды и концентраты марганцевые,  шлаки металлургические, металлы черные и прокат черных металлов (кроме направлений через иностранные порты и пограничные передаточные станции со странами Балтии и Финляндией), сырье горно-химическое для их производства, каучук, резина, изделия резино-технические, углерод технический (сажа), смолы природные и синтетические, волокна синтетические, пластмассы и изделия из них, клей, краски, газы, кроме энергетических (за исключением аммиака), продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности без принятия ФСТ России дополнительных тарифных решений.

Что касается унификации тарифов на перевозки минеральных удобрений (включая хлористый калий), руды железной, продукции целлюлозно-бумажной промышленности, аммиака, то решение об унификации тарифов на перевозки данных грузов принято с учетом донастройки системы тарифов раздела 2 Прейскуранта №10-01, а также установлением ряда исключительных тарифов, позволяющих минимизировать финансовые последствия для пользователей транспортных услуг и ОАО «РЖД» от перехода на тарификацию перевозок по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта №10-01.

Так, в отношении перевозок минеральных удобрений Правлением ФСТ России принято решение о переходе на тарифы раздела 2 Прейскуранта №10-01 независимо от вида сообщения с введением в раздел 2 Прейскуранта №10-01 дополнительного коэффициента 0,357 при перевозках минеральных удобрений и порожних вагонов из-под таких перевозок за расстояние перевозки свыше 3500 км (примечание к таблице № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта №10-01).

Дополнение раздела 2 Прейскуранта №10-01 указанным коэффициентом позволяет не только осуществить унификацию тарифов на перевозки минеральных удобрений независимо от вида сообщения, но также отказаться от применения исключительных тарифов на перевозки минеральных удобрений со станции Западно-Сибирской железной дороги  в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации и  портов Дальнего Востока, и со станций Свердловской железной дороги в направлении портов Дальнего Востока.

Также, с учетом сложившейся структуры перевозок хлористого калия в направлении восточных пограничных передаточных станций Российской Федерации (Гродеково, Забайкальск и Наушки), учитываемой  при тарификации перевозок хлористого калия в рамках тарифов раздела 3 Прейскуранта №10-01, в целях сохранения тарифной нагрузки при перевозках хлористого калия в восточном направлении в дополнение к предлагаемым тарифным условиям перевозок минеральных удобрений в разделе 2 Прейскуранта №10-01, установлен исключительный тариф в виде коэффициента 0,836 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01 на перевозки хлористого калия со станций Свердловской железной дороги в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации Гродеково, Забайкальск, Наушки  и на возврат порожних вагонов  из-под таких перевозок. 

В отношении тарифов на перевозки аммиака,  Правлением ФСТ России также принято решение об унификации тарифов независимо от направления перевозки с одновременным внесением в примечание к таблице 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта №10-01 дополнительных понижающих коэффициентов на перевозки аммиака (и порожних вагонов из-под перевозок аммиака), дифференцированных в зависимости от дальности перевозок: на дальность до 2000 км -  коэффициент 0,75 и дополнительно 0,3 за расстояние превышающее 800 км; при перевозках на расстояние свыше 2000 км - коэффициент 0,5.

Учитывая, что данные коэффициенты будут применяться при перевозках аммиака во всех видах сообщения, их установление позволит с одной стороны сгладить рост тарифной нагрузки на пользователей транспортными услугами при перевозках аммиака на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации, а с другой стороны снизить тариф при перевозках во внутригосударственном сообщении на 20-50% в зависимости от дальности перевозки.    

Что касается тарифов на перевозки продукции целлюлозно-бумажной промышленности, то Правлением ФСТ России также принято решение об унификации тарифов на данную продукцию независимо от направления перевозки со следующими дополнительными тарифными мерами:  внесение изменений в таблицу № 4 и примечания к ней приложения  3 к разделу 2 Прейскуранта №10-01 в части установления следующих поправочных коэффициентов (как в груженом, так и в порожнем рейсах): 0,91  на перевозки продукции целлюлозно-бумажной промышленности  независимо от направления и расстояния перевозки и дополнительно за расстояние, превышающее 1200 км, -коэффициент 0,83.

Предлагаемые коэффициенты к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01 позволят снизить рост тарифной нагрузки при унификации тарифов на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности при перевозках на средние и дальние расстояния через пограничные передаточные станции Российской Федерации, а с учетом снижения тарифов при перевозках во внутригосударственном сообщении в целом обеспечить сохранение тарифной нагрузки на пользователей транспортными услугами.

Также Правлением ФСТ России принято решение об унификации тарифов на перевозки ЖРС независимо от направления перевозки. При этом, в связи с тем, что при унификации тарифов на перевозку железорудного сырья без принятия дополнительных тарифных мер, также происходит неравномерное изменение тарифной нагрузки на пользователей транспортных услуг, вызванное различной структурой экспорта, географией перевозок и месторасположением предприятий, при принятии данного решения разработаны дополнительные тарифные меры, предусматривающие дополнение приложения к таблице № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта №10-01 следующими коэффициентами:

  • 1,15 - на перевозки ЖРС на расстояние свыше 180 км и дополнительно за расстояние перевозки, превышающее 600 км – коэффициент 0,68. Указанные коэффициенты также применяются при возврате порожних специализированных вагонов из-под таких перевозок;
  • 1,15 - при перевозках порожних универсальных вагонов из-под перевозок ЖРС на расстоянии свыше 180 км и дополнительно за расстояние перевозки, превышающее 600 км – коэффициент 0,53.

Предлагаемая система тарифов обеспечит снижение тарифов раздела 2 Прейскуранта №10-01 на перевозки ЖРС  на средние и дальние расстояния перевозок (за счет применения понижающих коэффициентов с определенного расстояния), что актуально с учетом роста тарифов при унификации в основном на дальних расстояниях перевозки, при этом сохраняется общий принцип построения тарифов Прейскуранта №10-01 в части роста тарифов с ростом дальности перевозки.

Кроме того, учитывая, что при унификации тарифов на перевозки ЖРС независимо от вида сообщения и исчисления тарифов по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта №10-01, уровень тарифов при импортных перевозках ЖРС  через пограничные передаточные станции Российской Федерации снижается более чем в два раза,  в целях сохранения конкурентоспособности российских производителей ЖРС на внутреннем рынке Правлением ФСТ России принято решение об установлении при перевозках импортного ЖРС (за исключением перевозок на расстояние до 50 км включительно, а также перевозок из Республики Беларусь и Республики Казахстан)  исключительного тарифа в виде коэффициента 2,2 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01 (без применения коэффициентов, указанных  в примечаниях 1.3., 4.1., 8. к таблице № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01) железнодорожным транспортом через пограничные передаточные станции Российской Федерации в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов, следующих непосредственно после выгрузки ЖРС.

 Аналогичные решения по установлению повышающих исключительных тарифов на перевозки черных металлов через пограничные передаточные станции Российской Федерации приняты Правлением ФСТ России при принятия решения об унификации тарифов на перевозки черных металлов независимо от вида сообщения. Так, в целях сохранения конкурентоспособности продукции черной металлургии на внутреннем рынке, а также конкурентоспособности российских портов,   Правлением ФСТ России принято решение об установлении  исключительных тарифов в виде коэффициентов от 1,3 до 1,66 (в зависимости от наименования груза) к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01, на перевозки чёрных металлов железнодорожным транспортом  в универсальных и специализированных вагонах общего парка длиной по осям сцепления автосцепок до 19,6 м и в   собственных (арендованных) вагонах указанных типов через пограничные передаточные станции Российской Федерации в направлении в/из иностранные порты, а также через пограничные передаточные станции со странами Балтии и Финляндией. При этом в отношении лома черных металлов, указанный исключительный тариф установлен при перевозках лома через пограничные передаточные станции независимо от направления перевозки.

- в части тарификации перевозок грузов в контейнерах и порожних контейнеров железнодорожным транспортом:

Правлением ФСТ России принято решение о внесении в раздела 2 Прейскуранта №10-01 действовавших на протяжении ряда лет исключительных тарифов на перевозки грузов в контейнерах:

  • обеспечивающих конкурентоспособность перевозок грузов в 45-футовых контейнерах относительно 40-футовых контейнеров (внесение изменений и дополнений в примечание к таблице № 10 приложения 5 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01).
  • создающих конкурентные условия перевозок контейнеров на дальние расстояния (коэффициент 0,47 за расстояние перевозки свыше 4000 км). Введение  данного исключительного тарифа в Прейскурант №10-01 обеспечит его применение не только в отношении универсальных крупнотоннажных контейнеров, но и в отношении среднетоннажных универсальных контейнеров, а также специализированных контейнеров, совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами (внесение дополнений в подпункт 2.11.10. раздела 2 Прейскуранта № 10-01).
  • обеспечивающих возможность подсыла порожних фитинговых платформ под погрузку контейнеров на дальние расстояния (понижающие коэффициенты 0,78 и 0,47 за расстояние, превышающее 4000 км) (дополнение таблицы № 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01 примечанием 7).

Внесение обусловленных системными причинами исключительных тарифов в правила Прейскуранта № 10-01 приведёт к сокращению общего числа исключительных тарифов, что особенно актуально в условиях  изменения порядка предоставления исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом с 2013 года согласно заключаемыми международным договорам между государствами-участниками ЕЭП.

Кроме того, в порядок тарификации грузов в контейнерах были внесены следующие изменения:

  • откорректирован порядок расчёта тарифов на перевозки грузов в контейнерах с участием Калининградской железной дороги в части    применения коэффициентов таблицы № 3 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01 (применяемых при следовании грузов в сообщении с Калининградской железной дорогой)  не только к тарифам на перевозки грузов в контейнерах, но и к размерам уменьшения платы при перевозках контейнеров комплектом на вагон; 
  • определен порядок тарификации перевозок грузов в 30-футовых контейнерах, отличающихся по максимальной массе брутто от указанных в Прейскуранте № 10-01 значений 25 и 30 тонн (внесение изменений и дополнений в таблицу № 10 приложения 5 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01 и примечания к ней).
  • изменены размеры дополнительных коэффициентов, применяемых при перевозках грузов в контейнерах в зависимости от принадлежности вагона и контейнера, указанные в подпункте 2.11.10 раздела 2 Прейскуранта №10-01, в части увеличения разницы значений данных коэффициентов, что связано с уточнением размера вагонной и контейнерной составляющей при перевозках грузов в контейнерах и порожних контейнеров.

Кроме того, в отношении специализированных контейнеров, совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами, не продлены на 2011 год исключительные тарифы в виде коэффициентов от 0,926 до 1,282 (в зависимости от принадлежности вагона и контейнера) на перевозки грузов указанных типов контейнеров и порожних специализированных контейнеров, а также к размерам уменьшения тарифов на перевозки таких контейнеров комплектом на вагон.

- в части тарификации перевозок негабаритных грузов железнодорожным транспортом:

В целях приведения  в соответствие с основными методологическими принципами Прейскуранта № 10-01 порядка тарификации перевозок негабаритных и габаритных грузов на длиннобазных платформах,  принято решение о внесении изменений в подпункт 2.15.3 Прейскуранта №10-01 в части определения порядка тарификации при перевозках негабаритных грузов на длиннобазных платформах с  повышающим коэффициентом 1,27,  что позволит обеспечить как учёт длины платформы при перевозке негабаритных грузов, так и корректное соотношение тарифов на перевозки негабаритных и габаритных грузов на длиннобазных платформах. Кроме того, для исключения возможности неоднозначного толкования порядка расчёта платы при перевозке негабаритного груза на платформах также исключено слова «универсальные» из названия подпункта 1.3.3. части 2 Прейскуранта № 10-01.

- в части изменения уровня тарифов на перевозки алюминия и глинозема железнодорожным транспортом:

В целях уточнения уровня тарифов на перевозки алюминия и глинозема  в рамках Прейскуранта №10-01, с учетом проведенного анализа изменения соотношения в  продолжительном периоде времени (за период с 2000 по 2010 год)  тарифов и цен на указанные виды грузов, Правлением ФСТ России принято решение о внесении изменений в таблицу №4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта №10-01 в части корректировки дополнительного коэффициента к тарифам на перевозки алюминия с 1,547 на 1,19 и на перевозки глинозема – с 2,185 на 1,64.

- прочие изменения в Прейскурант №10-01, уточняющие порядок расчета тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и/или его определяющие:

  • исключение из Прейскуранта № 10-01 определений «внутристанционная» и «технологическая» перевозка, которые, при необходимости, должны определяться Минтрансом России  (внесение изменений и дополнений в подпункт 2.17.2., в примечание к таблице № 16 приложения 5 к разделу 2 Прейскуранта № 10-01);
  • исключение при определении порядка тарификации пищевых продуктов ссылок на сертификат, выдаваемый уполномоченным органом исполнительной власти, который с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" перестал быть обязательным для пищевых продуктов. При этом, в целях идентификации груза как пищевого, и соответственно, применения при его перевозке особых условий тарификации, предусмотренных  подпунктом 3.2.3.5. Прейскуранта № 10-01,  принято решение об использовании для этих целей санитарного паспорта на вагон, в котором  осуществляется перевозка (внесение изменений в подпункт 3.2.3.5. Прейскуранта № 10-01).
  • изменение в рамках раздела 3 Прейскуранта №10-01 порядка тарификации перевозок грузов в собственных (арендованных) ГРПС, в части взимания платы за пробег вагона-дизель-электростанции в составе собственных (арендованных) ГРПС отдельно, а не в составе платы за грузовые вагоны, входящие в состав ГРПС, согласно действующего порядка.  При этом сохранение тарифной нагрузки на пользователей транспортных услуг при перевозке в собственном (арендованном) ГРПС будет обеспечено одновременным изменением коэффициента 0,85 на 0,8, применяемого при тарификации перевозок груза в собственном (арендованном) вагоне ГРПС по отношению к тарифу на перевозку в ГРПС общего парка;
  • приведение правил тарификации перевозок импортных грузов в международном сообщении с перегрузкой из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи в рамках раздела 3 Прейскуранта №10-01 в соответствие с действующими правилами оформления перевозочных документов при таких пеервозках в рамках СМГС, что позволит компенсировать расходы перевозчика, связанные с такой перевозкой в полном объёме (внесение изменений и дополнений в пункт 3.1.5. Прейскуранта № 10-01);
  • дополнение правилами тарификации перевозок импортных грузов в международном сообщении с перегрузкой из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи  раздела 2 Прейскуранта № 10-01, учитывая, что в связи с проводимой  работой по унификации тарифов независимо от вида сообщения правила раздела 2 Прейскуранта № 10-01 применяются и при перевозках импортных грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (дополнение раздела 2 Прейскуранта № 10-01 пунктом 2.39.);
  • уточнение порядка определения минимальной весовой нормы в универсальном вагоне при тарификации перевозок грузов в международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации по правилам раздела 2 Прейскуранта №10-01 (с учетом весовых ограничений, установленных международными соглашениями в отношении загрузки вагонов при  перевозке в международном сообщении с участием железных дорог колеи 1435 мм), в связи с проводимой работой по унификации тарифов и применения тарифов раздела 2 Прейскуранта №10-01 на перевозки ряда грузов независимо от вида сообщения.

3. Об установлении исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки

Правлением ФСТ России был рассмотрен вопрос об установлении сроком до 31 декабря 2011 года включительно целого ряда действующих в 2010 году исключительных тарифов и были приняты следующие решения.

- в отношении перевозок угля и кокса железнодорожным транспортом:

Принятые решения в отношении перевозок угля и кокса в целом сохранили существующую на протяжении последних нескольких лет систему исключительных тарифов:

  • коэффициент 0,909 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01, обеспечивающего выравнивание тарифов на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями;
  • системы коэффициентов, применяемых при перевозке углей на экспорт по отдельным направлениям перевозок.

Вместе с тем, с учетом положительной динамики цен на внешнеторговых рынка угля, Правлением ФСТ России принято решение о корректировке системы исключительных тарифов на перевозки угля на экспорт, предусматривающей повышение действующих в 2010 году исключительных тарифов на данных направлениях на 2,8%.

С учетом указанных изменений, исключительные тарифы в виде коэффициентов к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01 на перевозки угля на экспорт, а также на порожний пробег вагонов из-под таких перевозок, составят:

  • 0,95 при перевозках в направлении портов Мурманск, Находка, Восточный, Посьет, Ванино на расстояние перевозки свыше 3500 км;
  • 0,80 при перевозках в направлении порта Архангельск;
  • 0,75 при перевозках в направлении порта Кандалакша.

При этом в отношении перевозок коксующихся углей отдельных марок на экспорт со станций Западно-Сибирской железной дороги, а также импорта коксующихся углей через пограничные передаточные станции Российской Федерации, перевозимых в 2010 году с применением повышающих исключительных тарифов 1,05 и 1,12 соответственно, принято решение о сохранении абсолютного размера тарифа на перевозки данных углей в 2011 году практически на уровне 2010 года, что обеспечивается изменением размера исключительных тарифов до уровня коэффициентов 1,0  и 1,04 соответственно при экспорте и импорте угля.

Аналогичные решения приняты и в отношении перевозок кокса через пограничные передаточные станции Российской Федерации, с установлением на 2011 год коэффициента 1,06 вместо 1,15 действующего в 2010 году при экспорте кокса и 1,13 вместо 1,22 при импорте кокса.

- в отношении перевозок руд и концентратов железных железнодорожным транспортом:

В целях обеспечения конкурентоспособности поставок ЖРС на рынок Китая, а также с учетом привлечения на железнодорожный транспорт на данном направлении гарантированных объемов перевозок, Правлением ФСТ России принято решение о сохранении в 2011 году размера исключительного тарифа в виде коэффициента 0,76 к действующим тарифам (в условиях 2001 года – тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01) на перевозки руд и концентратов железных со станций Курбакинская, Михайловский Рудник Московской железной дороги, Стойленская Юго-Восточной железной дороги на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации Забайкальск Забайкальской железной дороги, Наушки Восточно-Сибирской железной дороги в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов в обратном направлении, при обеспечении на данных направлениях (суммарно) объема перевозок ЖРС не менее полутора миллионов тонн.

Аналогичные условия установлены и в отношении перевозок ЖРС со станции Ковдор Октябрьской железной дороги, при обеспечении объема перевозок ЖРС в 2011 году не менее одного миллиона тонн.

- в отношении перевозок металлов железнодорожным транспортом:

Принятые решения в отношении перевозок черных металлов железнодорожным транспортом на экспорт через порты Дальнего Востока сохранили без изменений исключительные тарифы на перевозки черных металлов на данном направлении, действующие в 2010 году.

При этом, в целях приведения порядка исчисления тарифов в соответствие с текущими принципами и правилами тарификации, определенными действующим Прейскурантом №10-01, с учетом внесенных в него изменений и дополнений на протяжении 2003-2010 гг., а также с учетом изменения в рамках Прейскуранта №10-01 уровня тарифов на перевозки алюминия и глинозема, Правлением ФСТ России на 2011 год пересмотрена система исключительных тарифов, установленная постановлением ФЭК России от 30.12.2003 № 112-т/4 "Об установлении исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки алюминия и его сплавов, глинозема, фтористых солей, огнеупоров, пека, кокса", с определением параметров исключительных тарифов на перевозки алюминия и его сплавов, глинозема, кокса электродного и кокса нефтяного к актуализированным тарифам Прейскуранта №10-01. 

- в отношении перевозок нефти и нефтепродуктов, газового конденсата и сжиженных газов железнодорожным транспортом:

С учетом отсутствия объемов перевозок нефти сырой, нефтепродуктов, сжиженных газов  железнодорожным транспортом на экспорт по части направлений, в отношении которых в 2010 году установлены исключительные тарифы, а также отсутствием экономического эффекта от ряда действующих в 2010 году исключительных тарифов, Правлением ФСТ России приняты следующие решения на 2011 год по установлению исключительных тарифов на перевозки нефтяных грузов железнодорожным транспортом:

  • сохранено действие коэффициента 1,073 к тарифам раздела 3 Прейскуранта № 10-01 на перевозки нефти сырой и нефтепродуктов на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации, за исключением перевозок в Республику Беларусь;
  • сохранено действие коэффициента 0,785 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки нефти сырой во внутригосударственном сообщении со станции Уяр Красноярской железной дороги назначением на станции Дземги, Хабаровск 1, 2, Ванино Дальневосточной железной дороги в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов в обратном направлении. 
  • изменен размер исключительного тарифа на перевозки дизельного топлива со станции Осенцы Свердловской железной на экспорт в Финляндию через пограничные передаточные станции Российской Федерации Бусловская, Вяртсиля Октябрьской железной дороги в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов в обратном направлении, с коэффициента 0,75 к тарифам раздела 3 Прейскуранта № 10-01 на коэффициент 0,8, с определением гарантированного объема перевозок дизельного топлива на данном направлении  в объеме не менее ста тысяч тонн в год
  • сохранено действие коэффициента 0,89 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки конденсата  газового на экспорт по маршруту станция Лимбей Свердловской железной дороги – станция Белое Море Октябрьской железной дороги в вагонах общего парка, собственных (арендованных) вагонах и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов в обратном направлении, с увеличением гарантированного объема перевозок конденсата по данному направлению с 2235 тыс. тонн до 2600 тыс. тонн в год. 
  • пересмотрен формат установления и размеры исключительных тарифов на перевозки сжиженных углеводородных газов со станций Тобольск и Лимбей Свердловской железной дороги на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации, с коэффициентов от 0,35 до 0,52 к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01 в зависимости от достижения определенного объема перевозок СУГ, на единый коэффициент 0,68 к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01, применяемый на весь предъявленный к перевозке объем СУГ по данным направлениям, но не менее одного 1,3 млн. тонн в год со станции Тобольск и 415 тыс. тонн со станции Лимбей.

- в отношении перевозок минеральных удобрений, серы, метанола железнодорожным транспортом:

Проведение унификации тарифов с исчислением провозных платежей по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта №10-01 независимо от направления перевозки позволило отказаться от установления на 2011 год всей системы действующих на протяжении ряда лет исключительных тарифов на перевозки минеральных удобрений и сырья для их производства. 

Что касается перевозок серы и метанола железнодорожным транспортом на экспорт  через пограничные передаточные Российской Федерации, то с учетом положительной динамики цен на данные виды продукции на мировом рынке  в 2010 году относительно 2009 года, Правлением ФСТ России принято решение об изменении размеров данных исключительных тарифов:

  • на перевозки серы российского производства железнодорожным транспортом со станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги на экспорт в собственном (арендованном) подвижном составе - установление исключительных тарифов в виде коэффициентов  0,75  и 0,79 к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01  соответственно при перевозках серы через пограничные передаточные станции Гуково, Успенская Северо-Кавказской железной дороги и Злынка Московской железной дороги вместо действующих в 2010 году коэффициентов 0,61 и 0,72 к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01 на перевозки серы  на указанных направлениях.
  • на перевозки метанола железнодорожным транспортом со станции Углеуральская Свердловской железной дороги, Маклец и Казначеевка Московской железной дороги на экспорт через пограничную передаточную станцию Российской Федерации Бусловская Октябрьской железной дороги и на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов в обратном направлении -   установление в 2011 году исключительных тарифов 0,89 и 0,78 и 0,78    к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01 соответственно по перечисленным станциям отправления вместо действующих в 2010 году исключительных тарифов 0,86, 0,71 и 0,71 к тарифам раздела 3 Прейскуранта №10-01 соответственно.  

В отношении исключительных тарифов на перевозки метанола железнодорожным транспортом на экспорт через порты Дальнего Востока, то действие данных исключительных тарифов в неизменном виде сохранено на 2011 год. 

- в отношении перевозок скоропортящихся грузов в изотермическом подвижном составе и КРК железнодорожным транспортом:

Правлением ФСТ России  на 2011 год была сохранена система исключительных тарифов на перевозки скоропортящихся грузов из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии и Казахстана в российском рефрижераторном подвижном составе и в рефрижераторном подвижном составе железных дорог государств отправления груза,  а также на перевозки скоропортящихся грузов в ИВ-термосах.

Также, на 2011 года сохранена система исключительных тарифов на перевозки скоропортящихся грузов в ГРПС, АРВ, АРВ-Э, вагонах-термосах, ИВ-термосах, крытых вагонов, в том числе дооборудованных теплоизоляцией, 6-осных изотермических вагонов, а также крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах длиной 40 футов максимальной массой брутто до 40 тонн во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты (и паромные переправы). Аналогичные решения приняты и в отношении перевозок рыбной продукции, поставляемой с острова Сахалин.

- в отношении перевозок легковых автомобилей железнодорожным транспортом:

Правлением ФСТ России  на 2011 год была сохранена система исключительных тарифов на перевозки автомобилей железнодорожным транспортом как во внутригосударственном сообщении, так и для импортных автомобилей, следующих через порты дальнего Востока.

При этом, в целях привлечения дополнительных объемов перевозок автомобилей на российскую транспортную систему, а также создания равных тарифных условий для портов Дальнего Востока, работающих с данным видом груза, принято решение о распространение исключительного тарифа в виде  коэффициента 0,65 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01, на перевозки импортных легковых автомобилей в крытых вагонах для автомобилей (автомобилевозах), 2-ярусных платформах для автомобилей, 1-ярусных крытых вагонах для микроавтобусов и 4-осных крытых цельнометаллических вагонах для легковых автомобилей модели 11-К651, следующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона по маршруту станция Сухановка Дальневосточной железной дороги – станция Михнево Московской железной дороги также и на направление станция Владивосток Дальневосточной железной дороги – станция Акулово Московской железной дороги  с установлением гарантированного объема перевозок легковых автомобилей по направлению Владивосток – Акулово не менее девятисот вагонов в год.

- в отношении перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом:

С учетом принятия Правлением ФСТ России решения о внесении практически всех действующих в 2010 году исключительных тарифов на перевозки грузов в контейнерах в Прейскурант №10-01, а также изменения уровня тарифов на перевозки грузов в контейнерах в рамках  Прейскуранта №10-01, на 2011 год принято решение об установлении исключительных тарифов только в отношении перевозок автокомплектующих в универсальных контейнерах длиной 40 футов, следующих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в составе контейнерных поездов, в следующих размерах:  

  • коэффициент 0,87 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки через порты Дальнего Востока назначением на станции Санкт-Петербургского узла Октябрьской железной дороги, станции Марцево, Черкесск Северо-Кавказской железной дороги и в обратном направлении;
  • коэффициент 0,91 к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки через пограничную передаточную станцию Российской Федерации Забайкальск Забайкальской железной дороги в составе контейнерных поездов назначением на станцию Марцево Северо-Кавказской железной дороги и в обратном направлении.

Указанный уровень исключительных тарифов в виде коэффициентов к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01  обеспечивает изменение действующих  2010 году спецставок по данным направлениям (кроме направления порты дальнего Востока – Черкесск, где исключительный тариф устанавливается впервые) в размере общей индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (в размере 8%).  

- в отношении перевозок минерально-строительных грузов железнодорожным транспортом:

В целом Правлением ФСТ России сохранена на 2011 год действующая система исключительных тарифов на перевозки минерально-строительных грузов, с учетом следующих особенностей:

  • с учетом восстановления объемов перевозок железорудного сырья железнодорожным транспортом, прекращено действие исключительных тарифов на перевозки минерально-строительных грузов в полувагонах для агломерата и окатышей, являющихся непрофильными для данного типа подвижного состава (коэффициент 0,9 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01). Также прекращено действие указанных исключительных тарифов в отношении минераловозов со срезанными крышами, в связи с отсутствием объемов перевозок в них минерально-строительных грузов и как следствие, неэффективностью действия исключительного тарифа;
  • изменен размер исключительного тарифа на перевозки минерально-строительных грузов на платформах с наращенными бортами (с коэффициента 0,63 на коэффициент 0,78 к тарифам раздела 2 Прейскуранта №10-01);
  • изменена система исключительных тарифов на пробег порожних собственных (арендованных) вагонов во внутригосударственном сообщении, следующих из-под выгрузки минерально-строительных грузов со станций Сочи, Адлер, Лазаревская и Веселое Северо-Кавказской железной дороги на расстояние не более 1000 км, с установлением их  в следующих размерах:
  • 0,65 – при пробеге порожних универсальных полувагонов, универсальных крытых вагонов, универсальных платформ (за исключением универсальных платформ, оборудованных съемным и несъемным оборудованием, которое не выдается грузополучателю на станции назначения вместе с грузом),   вагонов для перевозки минеральных удобрений со срезанными крышами и вагонов для перевозки агломерата и окатышей;
  • 0,83 - при пробеге порожних универсальных платформ, оборудованных съемным и несъемным оборудованием, которое не выдается грузополучателю на станции назначения вместе с грузом.

Данная система исключительных тарифов, с учетом прекращения действия общесетевых исключительных тарифов на перевозки минерально-строительных грузов в полувагонах для агломерата и окатышей и в минераловозах со срезанными крышами и порожних вагонов указанных типов из-под таких перевозок, а также пересмотра уровня исключительного тарифа на перевозки минерально-строительных грузов на платформах с наращенными бортами, обеспечивает изменение тарифной нагрузки при перевозках порожних вагонов со станций Сочи, Адлер, Веселое и Лазаревская  в 2011 году относительно 2010 года в размерах общего изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (на 8%). 

Также, в отношении перевозок цемента через пограничные передаточные станции Российской Федерации, перевозимых в 2010 году с применением повышающего исключительного тарифа 1,9, принято решение о сохранении абсолютного размера тарифа на перевозки цемента в данном виде сообщения в 2011 году практически на уровне 2010 года, что обеспечивается изменением размера исключительного тарифа до уровня коэффициента 1,76.  

В отношении исключительных тарифов на перевозки импортных минерально-строительных грузов железнодорожным транспортом из Абхазии назначением на станцию Веселое Северо-Кавказской железной дороги, то действие данных исключительных тарифов в неизменном виде сохранено на 2011 год. 

Относительно действия прочих исключительных тарифов: на перевозку железнодорожным транспортом нефелинового концентрата, мазута топочного и угля каменного для нужд тепло-, энергоснабжения Камчатского края, грузов для восстановления экономики и социальной сфера Чеченской Республики, зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности (за исключением экспорта),  лесных грузов, то действие данных исключительных тарифов Правлением ФСТ России также продлено на 2011 год в формате, действующем в 2010 году.

В целом, по мнению ФСТ России комплекс принятых решений обеспечивает баланс интересов пользователей транспортных услуг и ОАО «РЖД», а также создает условия для эффективного функционирования российской транспортной системы.