СМИ о тарифах

16.10 /2013 12:52 (изменено 16.10 /2013 13:10) версия для печати

Как меньше платить за «коммуналку. Советы эксперта

Источник публикации: Ugra-news.ru

Получив очередную квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, многие из нас слово в слово повторяют ставшую знаменитой фразу президента страны: «С ума сошли, что ли»?

При этом ругаем законы, тарифы, управляющие компании, однако упрямо игнорируем общие собрания своих многоквартирных домов и никак не хотим принять простую истину: чем больше у человека прав, тем больше и обязанностей. А может, стоит начать с малого? Например, разобраться в том, из чего состоит так называемая квартплата и какие статьи расходов в наших силах уменьшить или увеличить, проявив заинтересованное отношение к своей собственности.

Помочь в этом деле нам согласился компетентный собеседник – председатель общественного совета собственников жилья многоквартирных домов «Альянс» Василий Баланюк.

- Откуда такие цифры?

– Составляющих всего две. Первая – оплата коммунальных услуг: электроэнергии, воды, водоотведения, газоснабжения и отопления. Естественно, расценки берутся не с потолка. Предельный уровень тарифов устанавливает Федеральная служба по тарифам, рассчитывают исполнители коммунальных услуг, а региональная (РСТ) – утверждает их.

Но чтобы мы не заблуждались, надо отметить, что защищают в РСТ тарифы как раз наши коммунальщики по формуле «затраты плюс». Если в течение года были какие-либо издержки, например, те же судебные, они непременно будут заложены в затраты следующего года. И все тепловые потери тоже «сидят» в тарифах. Мы оплачиваем от 3 до 5 % потерь на некачественно отрегулированной котельной, 14,8 % – в сетях, потери на ЦТП и в жилых домах.

Вторая составляющая нашей платежки – плата за жилищные услуги. Здесь предусмотрены расходы на содержание общего имущества (лестниц, чердаков, подвалов, площадок, лифтов, инженерных коммуникаций), в которые включены услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание общедомового имущества, текущий ремонт. И вновь отмечу, что практика формирования платы за жилищные услуги все та же – «затраты плюс», когда все учтенные затраты оплачиваются жильцами.

– Тогда кто же устанавливает плату за жилищные услуги?
– Вот это важный вопрос, который должен уяснить для себя каждый собственник многоквартирного дома. Управляющая компания вносит свои предложения, но утвердить тарифицированный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения может только общее собрание, конечно, не опускаясь ниже низшего предела цен, минимального перечня работ и услуг. Поэтому плата за ЖУ по каждому дому должна быть разной, поскольку условия проживания разные и собственники сами смотрят, нужна ли им предложенная услуга или стоит от нее отказаться.

– Значит, один из способов уменьшить итоговую сумму в платежках – быть активнее, посещать общие собрания. А как еще можно сэкономить?
– Население уже сэкономило, установив в своих квартирах стеклопакеты, это дает экономию тепла до 18%. Поэтому неплохо установить стеклопакеты и в подъездах. Нужно также в каждом доме иметь приборы учета с погодным регулированием, тогда можно ждать экономический эффект теплопотребления в пределах 25-30 %, а те узлы учета, которые монтируются у нас, никакой экономии не дадут, они нужны всего лишь, чтобы не было обвеса, как в магазине. Наконец, необходимо все дома, которые не соответствуют требованиям энергоэффективности, привести к требуемым стандартам.

– Похоже, что это непосильная задача, большинство домов не соответствуют никаким стандартам энергоэффективности.
– К сожалению, это так. Уже на первом этаже идут потери в пределах 6–8 %, через чердаки – еще 8–12 %, через окна – до 40 %. Но самые большие потери – из-за разгильдяйства как УК, так и ресурсников на всех блоках качественного регулирования, в период «перетопа», весной и осенью – еще до 30 %, когда в квартирах жарко и настежь открывают окна.

Это огромные резервы по энергосбережению и, в общем, не требующие больших капитальных затрат. Достаточно, чтобы ресурсники отрегулировали сети, модернизировали оборудование на ЦТП, а УК промыли систему отопления и привели в норму регулированием теплопотребления температуру комфорта в квартирах согласно САНПиН – до 20–22 градусов, выполнили энергосберегающие мероприятия.

– Чем вы объясняете, Василий Павлович, ситуацию по растущему долгу жителей Нижневартовска за потребленные жилищно-коммунальные услуги? В прошлом сезоне он составлял 300 миллионов рублей, в нынешнем – уже 400, и это при том, что большая часть населения рассчитывается добросовестно.

– И самые законопослушные – пенсионеры, но, к сожалению, многие люди просто не способны платить: тарифы достигли неподъемного предела. Еще не платят богатенькие, проблемные семьи и юридические лица. Я смотрел баланс одной из управляющих компаний, она собрала в год 2 миллиарда рублей платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, из них ресурсникам, подрядчикам оплатили где-то около 900 миллионов, 280 миллионов потратили на собственные нужды, а куда делись остальные деньги? Неизвестно. Я считаю, что это недоработки надзорных органов, потому что надо выяснять, откуда такие диспропорции?