СМИ о тарифах

09.04 /2015 10:37 (изменено 17.04 /2015 10:42) версия для печати

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Источник публикации: Знамя (Вологодская область)

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем. Основу претензий потребителей в области ЖКХ, как правило, составляют:
- несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг — требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;
- навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;
- несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
- невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.

Куда можно пожаловаться на действия (бездействия) служб ЖКХ?
1)Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства).
2)Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования - состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация).
3)Управление Роспотребнадзора (контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, за соблюдением права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах).
4)Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций).
5) Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот по оплате ЖКУ).
6) Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений).

В настоящее время статья 46 закона «О защите прав потребителей» ограничивает исковые требования, предъявляемые Роспотребнадзором в защиту прав неопределенного круга лиц, требованиями исключительно неимущественного характера (о прекращении противоправных действий). Для восстановления имущественных прав требуется обращение в суд с иском в защиту определенных потребителей или группы потребителей, на что не всегда готовы граждане, особенно если их реальные затраты, включая временные, не соотносятся с возможными имущественными компенсациями.
После введения государственного жилищного надзора обращения граждан, как правило, перенаправляются Роспотребнадзором по подведомственности в жилищную инспекцию Вологодской области для принятия мер административного реагирования в рамках жилищного надзора с одновременным разъяснением заявителю права обращения в суд в целях защиты его имущественных прав как потребителя.

Действия при оказании ЖКХ услуг ненадлежащим образом
Итак, если вы обнаружили, что жилищно-коммунальные услуги оказываются ненадлежащим образом (к примеру: вы чувствуете температурный дискомфорт в своем жилом помещении или более 4-х часов отсутствует холодная или горячая вода, а лифт не работает более суток), у вас есть все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.
Однако в первую очередь жильцам необходимо осознать, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения их прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения непредставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг) является основанием для перерасчета платы, а время, указанное в нем, - для расчета размера снижения платежей.
Первое, с чего следует начать в случае непредставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, — это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащим образом, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. По результатам проверки составляется акт. Он должен быть составлен в 2-х экземплярах и подписан потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При подписании акта потребителю следует обратить внимание на полноту и достоверность сведений, указанных в нем. В акте обязательно указываются нарушения параметров качества услуг, а также время и дата предоставления некачественных ЖКУ.

Ирина Гордова